Ротенберги требуют возмещения от «Башспирта» за лицензионные выплаты по водке «Пшеничная элитная»

Ротенберги требуют возмещения от «Башспирта» за лицензионные выплаты по водке «Пшеничная элитная»
Ротенберги требуют возмещения от «Башспирта» за лицензионные выплаты по водке «Пшеничная элитная»
Думают на двоих: как "Кристалл" Ротенбергов противостоит "Башспирту" и управленцам Хабирова.

В последние месяцы в алкогольной отрасли разгорелся крупный корпоративный конфликт между московским заводом "Кристалл" и государственным предприятием "Башспирт" вокруг водочного бренда «Пшеничная элитная».

Суть дела в лицензионном соглашении, по которому «Башспирт» выпускает эту марку, а «Кристалл» должен получать фиксированное вознаграждение — 5–7% от объемов производства. Однако в последние годы платежи значительно сократились, а в некоторые периоды и вовсе отсутствовали. Сейчас структуры, связанные с «Кристаллом», требуют компенсации потерянных доходов, угрожая применением юридических и политических мер.

АО «Московский завод Кристалл» — один из старейших производителей водки в России, его история тянется с XVIII века. В начале 2010-х завод контролировали структуры Аркадия Ротенберга. Хотя в ноябре 2014 года Ротенберг официально продал свою долю в «Кристалле» (5,4%), близкие к нему компании продолжают влиять на управление через цепочку компаний с офшорным участием. Ключевым игроком считается кипрская Xfors Limited, контролирующая через «ЭнПиВи Инжиниринг» совет директоров «Кристалла».

Кроме собственно производства предприятию принадлежит около 9 гектаров земли в центре Москвы на Самокатной улице.В 2019 году из-за непогашения кредитов СМП Банку (контролируемому Ротенбергами) имущественный комплекс завода перешёл в залог и фактически под контроль банка. Сумма долга составляла порядка 2 млрд рублей. Это позволило семье Ротенбергов диктовать свою волю «Кристаллу» даже без прямой доли в капитале завода.

Государственный спиртзавод «Башспирт» — ключевой игрок алкогольного рынка Башкортостана, да и не только его. В 2013–2014 годах Башкирия провела национализацию предприятия, выкупив у частных собственников контрольные пакеты акций. Среди бывших владельцев значились семьи Вахитова и Касимова, которые выступали против подобных действий, обвиняя региональные власти в рейдерстве и неправомерном давлении. Национализация сопровождалась судебными тяжбами и неоднократными попытками частных владельцев вернуть контроль над активом. В итоге люди Радия Хабирова добились своего, оставив бывших собственников не у дел.

В 2018 году были возбуждены уголовные дела, связанные с «Башспиртом», а именно со злоупотреблениями и хищениями при государственных закупках спирта. Тем не менее, завод сохранил монопольные позиции в республике, продолжая производство и сбыт крупного объёма алкогольной продукции. В итоге от просто хищений команда Хабирова перешла к удержанию средств, которые должна была перечислять партнерам по лицензионным соглашениям. Правда, Радий Фаритович, вероятно, забыл, что Ротенберги – это вам не Вахитов и Касимов. С интересом наблюдаем за развитием событий.

Олег Зубрицкий