Дело блогера Арега Щепихина после похищения силовиками передали в суд

Таким образом, следствие уложилось в очень короткий срок — немногим более месяца. По мнению юристов, это свидетельствует о том, что дело находится под особым контролем. И этот контроль не подразумевает проведения расследования против похитителей Щепихина.
Щепихину предъявили обвинения в оскорблении чувств верующих, призывах к экстремизму и возбуждению национальной и религиозной ненависти. Обвинительное заключение утвердила прокуратура Москвы, материалы направлены в Пресненский суд.
В деле три эпизода, каждый из которых связан с публикацией Щепихиным видео:
Первое из них было снято на Пресненской набережной 2 июня. Согласно материалам расследования, в этом видео Щепихин «умышленно оскорбил объекты религиозного поклонения мусульман, <...> а также высказал дискриминационное требование лицам определенной национальности и вероисповедания».
В другом ролике, снятом у башни «Империя» в «Москва-Сити» на той же Пресненской набережной, Щепихин «призывал к совершению враждебных и насильственных действий в отношении группы лиц, выделенной по признакам национальности, языка и происхождения».
Третье видео было снято на Ярославском вокзале. В нем блогер «призвал <...> к действиям по убеждению власти в необходимости враждебного и дискриминационного отношения к определенной группе лиц, выделенной по национальному и религиозному признакам».
Значительную часть времени следствия заняло проведение лингвистической экспертизы.
Срок расследования дела Щепихина «действительно быстрый, хотя и не рекордный», сказал адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов.
Дела по экстремизму для расследования не сложные, нужно доказать факт публикации обвиняемым высказывания и провести лингвистическую экспертизу речи. Однако сроки проведения таких экспертиз сейчас очень большие, поэтому с уверенностью можно говорить, что это дело находится на особом контроле и по каким-то причинам его важно быстро передать в суд
— сказал эксперт.
Силовики «могут расследовать уголовные дела очень быстро, когда нужно или когда они этого хотят», сказала юристка «ОВД-Инфо» Валерия Ветошкина, упомянув дело активиста Константина Котова, который был осужден в 2019 году по статье о неоднократном нарушении правил проведения митингов (суд по делу Котова шел два дня, а от задержания до приговора прошло меньше месяца).
По закону срок предварительного следствия составляет два месяца. Значит, тут [в деле Щепихина] кому-то очень надо было [быстро передать дело в суд]
— добавила Ветошкина.
Высокая скорость расследования не типична для дел с разными составами, сказала юристка Александра Баева.
У расследования есть верхняя граница, но нет нижней. Если расследование укладывается в установленный срок, то остальное на усмотрение следователя
— пояснила Баева.
О похищении Щепихина стало известно вечером 4 июня. На видео очевидцев видно, как мужчины в гражданской одежде заталкивают его в машину с двумя мигалками. Позднее авто задержали на Киевском шоссе. По данным «Коммерсанта», трое задержанных предъявили удостоверения сотрудников управления Росгвардии по Чечне, а еще трое оказались гражданскими.
Среди тех, кто участвовал в «задержании», был близкий к сенатору Адаму Делимханову силовик из Чечни Висали Чурчаев. Он регулярно сопровождал Делимханова в зарубежных поездках, а также ездил вместе с ним на войну в Украине в сентябре 2022 года.
На следующий день после похищения Щепихина отпустили, а СК сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении похитителей. На третий день после похищения Щепихина арестовал суд. О ходе расследования дела против чеченских силовиков, в том числе об избрании им мер пресечения, больше не сообщалось.
Олег ЗубрицкийРаспечатать