Коррупция в «Россети Северный Кавказ»: компания становится «копилкой» для избранных

Памятуя дело МРСЭН, через которое у Россетей уплыли за границу 10 млрд рублей, идея кажется дурно пахнущей.
Вместо того, чтобы наладить платежную дисциплину и победить коррупцию (а то, что не месяц, то новое уголовное дело!) в бывшем «МРСК Северного Кавказа» (ныне - «Россети Северный Кавказ») обсуждается снятие с него функций гарантирующего поставщика электроэнергии на Северном Кавказе. Эту роль планируют отвести некой специализированной сбытовой компании, название которой не известно. Но понятно, что структура останется по-прежнему под крылом Рюмина.
Как сообщил РБК, до 2 июня планируется решить судьбу статуса гарантирующего поставщика электроэнергии на Северном Кавказе. Сейчас эту роль выполняет бывшее «МРСК Северного Кавказа», несколько лет назад переименованное в «Россети Северный Кавказ».
Но, похоже, смена вывески не помогла и как была фирма проблемной с огромнейшим коррупционным шлейфом, так и осталась.
Вот только альтернатива для понимающих в ситуации выглядит еще более духовито - предлагается ввести в схему новую структуру под крылом тех же Россетей, коими давно рулит Андрей Рюмин.
Что из себя представляют «Россети Северный Кавказ»?
Это структура, которая обеспечивает передачу и сбыт электроэнергии в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечне (в лице «Чеченэнерго»). После реформы РАО «ЕЭС России» функции перешли к северокавказскому сбытовому бизнесу Россетей, а оный передал уже эту ношу ПАО «Россети Северный Кавказ».
При этом восемь бывших дочек ПАО на сегодня в разной стадии банкротства, а само ПАО за 2024 год продемонстрировало убыток на 17 млрд рублей, откатив собственную стоимость до минус 4,1 млрд рублей. При этом выручка фирмы была 54 млрд рублей, что сопоставимо с полугодовым бюджетов некоторых регионов.
При этом через юрлицо как через заказчика и поставщика прогнали в целом порядка 70 млрд рублей.
В то же время структура тонула в долгах и несколько лет назад Россети предложили странноватую схему, связанную с реструктуризацией долгов (суть - забудьте про долги, оплачивайте только текущее потребление), вкачав в эту часть дивизиона миллиарды рублей. В 2021 году стало известно, что всё - лавочка закрывается, Россети не потянули собственную схему и «денег нет, но вы держитесь».
Руководство, сделав скорбную мину, жалуется наверх о сложной ситуации, а на местах...воруют. Воруют вагонами, мы б даже сказали.
Если вбить в поисковик «Россети Северный Кавказ уголовное дело», то выдача будет впечатляющей.
Так, например, в 2020 году под следствие попал экс-замдиректора ПАО, который распорядился изготовить заключения о благонадежности одного из коммерческих предприятий. Такой документ позволил фирме поучаствовать в конкурсе по оказанию услуг на проведение энергообследования объектов. ущерб оценили на сумму свыше 83 млн рублей.
В 2022 году были выявлены крупные хищения в компании «Дагэнерго» — филиале ПАО «Россети Северный Кавказ». Фигурантами стали четыре сотрудника, включая бывшего директора Магомеда Абдурашидова.
В 2024 году - снова уголовное дело и целая группа бывших и действующих сотрудников ПАО «Россети Северный Кавказ», которая, по данным следствия, похитила около 2,8 млрд рублей, выделенных на создание автоматизированной системы учета электроэнергии на территории Дагестана. В целом по делу были арестованы 26 фигурантов, из которых десять начальников подразделений компании. И это уже при Рюмине!
Но и это лишь малая часть коррупционного спрута. Как говорится, что-то прогнило в Датском королевстве.
С 2021 года рулит ПАО Россети Андрей Рюмин. И сейчас оный вместо наведения порядка предложил взять кавказский кусок пирога и сделать отдельной структурой под контролем всё тех же лиц.
Знаете, как-то дурственно попахивает от этой идейки.
«Наследник» методов Ливинского
Рюмина называют креатурой бывшего главы Россетей Павла Ливинского, который потом ушел на повышение в правительство РФ, став директором департамента энергетики. Кстати, по слухам. удержаться Рюмину в кресле главы Ленэнерго, несмотря на то, что «снаряд» падал довольно близко, помогало как раз это покровительству.
«Снарядом» стал заместитель Рюмина.
В 2023 году бывший заместитель Рюмина по Ленэнерго Алексей Горячев был осужден за мошенничество. Речь шла об афере при прокладке кабеля к стадиону «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Но приговор не помешал Горячеву в 2025 году фигурировать в скандале - якобы у него украли сумку с 65 млн рублей. Откуда такие деньги у экс-чиновника?
И вот при таком анамнезе Рюмин ничего не знал и не ведал, и стоит весь в белом? А что тогда, позвольте спросить, этот господин с позицией страуса, делает в руководстве стратегического предприятия?
Ранее The Moscow Post подробно рассказывал о теневой стороне Андрея Рюмина. Тогда ФАС рассматривала дело о крупном картельном сговоре, за которым могли стоять интересы главы Россетей.
Кстати, Рюмин не чужд и коммерческому бизнесу. На нём числятся 100% долей в трёх компаниях сферы недвижимости - «Научный-6», «Сигнум Груп» и «Сигнум Недвижимость».
Среди бывших активов и партнёров Рюмина мы часто видим некоего Андрея Бокшу, который может быть очень доверенным лицом главы Россетей в совместных делах с придворным девелопером Собянина Павлом Тё.
Так, г-н Бокша в 2021 году был руководителем ООО «Сигнум Груп» и ООО «Сигнум Недвижимость» Рюмина, а в ООО «Научный-6» доля Бокши и вовсе с 2024 года была в залоге у Рюмина, что намекает на возможное «спонсорство», а точнее прикрытии.
Связка Рюмина с Тё - это довольно интересная схема, ведь Россети - это ещё и подключение новостроя к коммуникациям, то есть у Тё, похоже, есть возможность порешать вопросики в этой сфере, заводя на столичный рынок очередных игроков с подмоченной репутацией. Например, тот же Рюмин вместе с Тё наследили в истории продажи компании «Иткол – эксплуатационный центр», чьими бенефициарами стали Евгений Мецкер - тёзка племянника бывшего вице-премьера правительства Республики Алтай Светланы Гашкиной и Светлана Вавилкина - родственница экс-депутата местного Госсобрания. Оба фигурировали в скандалах на Алтае, в том числе связанных с уголовными делами. Павел Тё участвовал в продажной схеме с участием этих персонажей, а Рюмин имел в проданном Итколе - дольку.
Кстати, Рюмин предпочитает зачищать любой негатив в свой адрес. К примеру в 2021 году была сделана попытка удалить журналистские расследования The Moscow Post, в которых речь шла о коррупционных скандалах и непрозрачных схемах.
Занятно: в 2025 году директор фирм Рюмина - Дмитрий Шевченко учредил некий личный фонд Актив, учредителя которого сразу же скрыли. Удивительно, не так ли?
Говоря о связях Рюмина, нельзя оставить без внимания ниточку с Еленой Билоконь - тезкой дочери бывшего украинского министра внутренних дел.
Как сообщал «Деловой Петербург», ранее Рюмина связывали с компаний «Стройдоральянс», где долю имела Билоконь. То же издание приписывало Рюмину родство с украинским политиком и олигархом Виктором Медведчуком.
И, наконец, говоря Россети, нельзя забыть историю увода у дивизиона 10 млрд рублей через энергохолдинг МРСЭН. Тот самый, где в бенефициарах Эльдар Османов - родственник олигарха Альберта Авдоляна, который весьма тесно связан с главой Ростеха Чемезовым. При этом Авдолян - большой любитель офшоров и ранее ему приписывали гражданство Мальты.
Офшоры Авдоляна при банкротстве осколков МРСЭН активно лезли в реестр кредиторов, напирая на то, что якобы кредитовали холдинг на миллиарды рублей. Там же в судах вскрылась аффилированность Авдоляна и Османова (через брак детей) и некоторые детали об офшорах миллиардера. В частности, был выдернут из небытия некий договор о намерениях прикупить у Османова и Шульгина холдинг на офшор Старс Генезис. Сейчас в судах идет хорошая такая драка, в ходе которой Османов, сбежавший от следствия, пытается снять с себя статус бенефициара. И тогда возникает вопрос, а кто же реальный получатель выгоды по уводу 10 млрд рублей за границу? У общественности на этот счет есть несколько идей.
Еще один важный момент, который мало освещен в деле МРСЭН, это то, как незаметно в течение нескольких лет из Россетей увели 10 млрд рублей и почему руководство оных лишь хлопало глазами?
Судите сами: долг МРСЭН перед тремя МРСК на начало 2017 года, когда МРСК (Россети) пошли в суд с исками о банкротстве, уже составлял 10,5 млрд рублей, а просроченная задолженность за пять кварталов выросла на 4 млрд, до 8,6 млрд рублей.
Конечно, Рюмин пришёл уже после этой истории в Россети, но, если вспомнить, чей он протеже…
В свете подобного анамнеза попытка «вывести» сбор денег с потребителей Северного Кавказа в отдельную структуру как-то очень сомнительно выглядит. Кто в итоге от этого выиграет - потребители и государство или всё же отдельные, особо хваткие чиновники-хапуги?
Распечатать