Частные детские сады в Бурятии лишаются субсидий: какие изменения ожидают родителей и предпринимателей?

По сообщению пресс-службы республиканского министерства образования и науки, благодаря активному строительству новых зданий достигнута полная доступность муниципальных детских садов, и очередь была ликвидирована. Субсидии были временной мерой до достижения этих целей.
История поддержки частных садов началась в 2018 году. Тогда в очереди в муниципальные дошкольные учреждения стояло более 12 тысяч детей, в основном в Улан-Удэ. Власти не справлялись с проблемой исключительно силами государственного сектора, поэтому решили привлечь частников и предложили им субсидии из республиканского бюджета. Частные сады получали 10,5 тысячи рублей в месяц на каждого ребёнка. Эти деньги шли на зарплаты, налоги, игрушки, развитие программ. На все нужды, кроме оплаты коммунальных услуг и содержания зданий.
Также была федеральная поддержка в виде субсидий на создание новых мест (123,4 тысячи рублей на место). Ежегодный объём республиканских субсидий частному сектору достигал порядка 340 миллионов рублей. Эти меры позволяли частным садам удерживать родительскую плату на уровне муниципального сектора.
За несколько лет построили 48 новых детских садов по всей Бурятии, 23 из них — в Улан-Удэ. Они добавили более девяти тысяч свободных мест. Проблема дошкольного образования якобы решена
Депутат Госдумы Николай Будуев, комментируя новость, назвал ситуацию странной и неоднозначной. Позицию властей можно понять: построили много садов, их надо как-то заполнять. Но что делать с бизнесменами? Они вкладывали деньги и рисковали, рассчитывали на долгосрочность субсидирования, а спустя несколько лет правила игры внезапно изменились. Такой резкий поворот подрывает доверие предпринимателей к государственным обещаниям. Будуев также отметил, что качество в муниципальных садах часто ниже, потому что детей в них больше, и отдельный ребёнок получает меньше внимания от воспитателя.
В настоящее время жители отдалённых районов Улан-Удэ (Тальцы, Южный, Импульс, ДНТ «Таёжный» и другие) просят сохранить субсидирование частного сада «Мандаринка» на улице Весенняя, 2а. Для них это единственный доступный вариант. Ближайший муниципальный сад «Золушка» страдает от нехватки кадров. Там работают две группы из четырёх, нет мест для малышей до трёх лет. Родители, получившие туда направления, ужаснулись, ведь в группах по 45 детей. Они всерьёз опасаются за безопасность и качество присмотра.
Альтернативные муниципальные сады находятся в других районах города, путь туда связан с проездом через железнодорожные переезды в Южлаге и на Почтовке, создающих огромные пробки. Если частный сад потеряет субсидии, ему придётся повышать плату, а многие семьи просто не смогут это потянуть.
Ситуация с муниципальными садами выглядит не лучше и в других районах Улан-Удэ. Родители детей, посещающих детский сад № 67 «Подснежник», сообщают, что с них собирают деньги на ремонт. Тысяча рублей с ребёнка на ремонт муниципального учреждения. Заведующая просит «добровольной помощи», ссылаясь на то, что бюджетных денег не хватает на все расходы. Это не единичный случай в Бурятии: ранее сообщали о школах, где родителей вынуждали ежегодно сдавать деньги на ремонт классов, объясняя это тем, что из бюджета выделяют средства только на коридоры.
Александр Иванович, может, пора взять ситуацию на особый контроль?
В министерстве образования оправдывают сворачивание субсидий частникам и другим аргументом: в новых муниципальных садах пустует более тысячи мест. Финансирование муниципальных ДОУ зависит от среднегодовой численности детей. Недоукомплектация ведёт к ограничению финансирования, которое не покрывает затрат на содержание зданий. Политика министра Валерия Позднякова теперь направлена на то, чтобы вытеснить детей из частного сектора, даже если он удобен и устраивает родителей, чтобы заполнить государственные сады и обеспечить их полное финансирование.
Финансовое содержание одного места в муниципальном саду, по данным минобрнауки, составляет порядка 10,5 тысячи рублей на ребёнка. Ровно столько же, сколько составляла субсидия частному саду. Экономия для бюджета от отказа субсидировать частников в чистом виде не очевидна. Очевидно, настоящая цель чиновников — переложить проблему обслуживания зданий новых муниципальных садов на родителей.
Последствия решения уже видны: частные детские сады Улан-Удэ срочно распродают мебель, пособия, игрушки по сниженным ценам. Многие объявили о повышении родительской платы. Например, в одном саду прайс вырос на четыре тысячи рублей. Другие предупреждают о скором закрытии. Около шести тысяч детей в 39 частных садах Улан-Удэ оказались под угрозой остаться без привычного, а для кого-то единственного доступного дошкольного образования.
Цена такого решения высока. Предприниматели, которые поверили правительству республики и инвестировали в частные сады, понесут убытки. Работники этих садов потеряют места. Родители, лишившиеся удобной и качественной альтернативы, столкнутся с проблемами перевода детей в переполненные, недоукомплектованные кадрами муниципальные учреждения, либо будут вынуждены искать деньги на возросшую плату в старом частном детсаде. Валерий Поздняков разрушает частный сектор, помогавший в решении социальной задачи.
Тихон КорневРаспечатать